Свято-Успенский монастырь

Вера православная творит чудеса. Она передается из поколения в поколение и служит человеку путеводной звездой: помогает преодолеть любые невзгоды, заставляет вести благочестивый образ жизни по заповедям Божьим и после завершения земного пути приводит в царствие небесное.

Проводниками веры на земле испокон веков служат святые места, которые обладают мощной энергетической силой, — часовни, храмы, церкви, соборы, монастыри. В них верующие могут преклонить колени перед чудотворными иконами и попросить помощи у Бога и святых, обрести душевное спокойствие, получить исцеление от неизлечимых болезней, коренным образом изменить свою жизнь в лучшую сторону, стать чище и добрее.

Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае

Одно из таких исконно святых мест – Свято-Успенский мужской монастырь в Крыму, который также называют Крымской Лаврой или русским Афоном. Находится он в двух километрах от Бахчисарая в ущелье святой Марии, так называемом Марьям-Дере, на улице Мариамполь, 1. Окружают святыню внушительные отвесные скалы, высота которых достигает 140 метров, и необыкновенно-красивые пейзажи, созданные самой природой по благословению Божьему.

Легенды, связанные с обретением святыни

По легенде пастух Михаил, пасший в ущелье стадо, обнаружил на скале необычное свечение. Место, откуда лился свет, было безлюдное и труднопроходимое, поэтому он решил взобраться на гору и узнать, что это может быть. Оказалось, что свет излучает зажженная свеча, но не это смутило пастуха. На выступе скалы рядом со свечой находилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Панагия». Удивленный пастух решил, что это знак свыше и забрал икону домой. Наутро он икону у себя не обнаружил. Смущенный происшествием, Михаил вновь повел стадо в горы. В ущелье он опять увидел свет свечи и поднялся за иконой во второй раз. Но и на этот раз икона из его дома пропала. Тогда пастух рассказал о произошедшем с ним чуде своему хозяину. Взяв с собой людей, хозяин отправился на место, которое указал пастух. «Панагию» бережно сняли со скалы и перенесли в хозяйские хоромы. Результат наутро не заставил себя ждать: икона вернулась на скалу. Тогда люди поняли, что это знак, который Богородица посылает им свыше, и решили высечь на месте обретения святыни православный храм. К храму были проведены многочисленные ступени, а «Панагия» была установлена на самое видное место. И так как икона Пресвятой Богородицы впервые явилась пастуху 15 августа, в престольный праздник Успения Богородицы, то и назвать храм решили в честь этого дня – Успенским. А ущелье, в котором расположился Успенский монастырь, нарекли ущельем святой Марии.

Свято-Успенский монастырь

Вторая легенда обретения святыни, менее распространенная, гласит, что в древние времена в ущелье появился страшный змий, убивающий людей и скот. Люди не могли справиться со змием и в отчаянии стали молить Богородицу спасти их. Однажды, после долгих и слезных молитв, они заметили, что на скале появилась горящая свеча. Они решили прорубить в горе ступеньки и подняться наверх. Рядом со свечой они обнаружили «Панагию» и лежащего возле нее мертвого змия. Счастливые люди в благодарность за свое спасение решили основать на месте обретения святыни пещерный православный храм.

Ну а третья легенда более прозаична: считается, что икону на скалы перенесли из византийского монастыря православные монахи.

Историческое прошлое Крымской Лавры

Крымская Лавра основана, предположительно, монахами из Византии в VIII веке. Спасаясь от гонений византийских императоров из династии Исаврийской, уничтожавших церкви и конфискующих монастырские земли и богатства, монахи бежали в Крым. Храмы они решили строить в неприступных местах, то есть на скалах, для того, чтобы избежать в дальнейшем нападок со стороны властей. Так в горах появились пещерные монастыри Качи-Кальон, Челтер, Шулдан, непосредственно Свято-Успенский монастырь. Сначала это был просто Успенский храм, но несколько веков спустя в храм переселились монахи из Чуфут-Кале и храм превратился сначала в скит, а затем в монастырь. Что происходило с монастырем до XIII века доподлинно неизвестно, но в XIII-XIV веках монастырь не функционировал. Возрождение его началось в XIV веке. В XV веке, после вторжения в Крым Османской империи и уничтожения турками города Мангупа, в котором находилась кафедра Готфской митрополии, монастырю удалось уцелеть и заменить кафедру, став центром православной веры в Крыму.

Свято-Успенский монастырь

После захвата турками Крыма на полуострове начали строиться многочисленные мечети. Ислам стал главной религией, а мусульмане — привилегированными сословиями. Христианам было разрешено исповедовать православие, но за веру свою они должны были выплачивать огромные налоги, вплоть до налога «кровью», когда мальчиков из христианских семей насильно обращали в ислам и отправляли на службу к султану. Православные монастыри и храмы были обложены непомерной данью. Крымская Лавра оказалась в бедственном материальном положении, монахи и верующие работали не покладая рук, доводили себя до изнеможения, но расплатиться с налогами были не в состоянии. Поэтому в течение последующих трех столетий митрополиты Готфские, резиденцией которых после гибели Мангупа стал Успенский монастырь, вынуждены были просить помощи у русских великих князей и царей.

Долго так продолжаться не могло. Православные верующие обессилели и истощились. Последняя точка в истории с чудовищными налогами была поставлена митрополитом Игнатием Готфским, который прибыл в Успенский монастырь в 1771 году из Греции. К тому времени многие, не выдержавшие испытаний христиане, обратились в ислам, а многие верующие стали забывать родную речь, постепенно перенимая у мусульман татарский язык. Поэтому Игнатий вынужден был проповедовать на татарском. В 1778 году митрополит написал письмо императрице Екатерине II с просьбой позволить ему и крымским христианам переселиться на территорию Российской империи. Екатерина не только дала свое разрешение, но и в последующем сохранила за митрополитом его сан, древний титул и все сопутствующие его правящей должности привилегии.

Свято-Успенский монастырь

23 апреля 1778 года, в праздник Пасхи, Игнатий сообщил верующим о грядущем переселении. Подготовка к нему шла в течение года, но никто из христиан не сообщил мусульманским властям о готовящемся масштабном «побеге». Напротив, редкие незажиточные мусульмане, прознав о переселении и льготах, которые обещала верующим Екатерина II, в срочном порядке принимали христианство и готовились к переселению вместе со всеми.

Для помощи переселенцам в Крым был прислан великий русский полководец Александр Суворов, который был назначен руководителем операции. В конце 1779 года 31 000 православных верующих покинули Крым и переселились в Приазовье, положив начало городу Мариуполю, названному в честь последнего пристанища Готфской митрополии в ущелье святой Марии.

Перед отъездом в Российскую империю Игнатий и православные верующие пришли попрощаться с Успенским монастырем в последний раз. Чудотворную икону «Панагию» они увезли вместе с собой, но в советские годы святыня бесследно исчезла.

Между тем, в Крыму осталось много православных, которые не уехали вместе с основной группой переселенцев. И крымскому хану Шагин-Гирею, чтобы не допустить волнений, не оставалось ничего иного, как в срочном порядке искать замену Игнатию. В 1781 году Крым посетил греческий священник Константинос Спиранди, и Шагин-Гирей пригласил его вести службы в Успенском монастыре. На место главной монастырской святыни, увезенной в Мариуполь, монахи поместили икону Успения Богородицы.

Свято-Успенский монастырь

1783 год освободил православный народ Крыма от гнета крымских татар и турок. Крым отошел к Российской империи, однако Успенский монастырь, вместо того, чтобы обрести новую жизнь, на добрых полвека пришел в запустение, хотя и продолжал функционировать. Христиане боялись гонений, которые мог устроить новый хан, назначенный русской императрицей, и поэтому старались реже бывать на службах. Однако 15 августа 1850 года Крымская Лавра обрела второе дыхание. В этот день святитель Иннокентий назначил в монастырь настоятеля — архимандрита Поликарпа, и святое место официально было провозглашено открытым. В марте 1856 года в монастыре появилась копия иконы Пресвятой Богородицы «Панагия», которая была увезена Игнатием в Приазовье.

К концу царствования последнего русского императора Николая II в ведении монастыря находилось несколько братских корпусов, кельи, колокольня, дома паломников, дом настоятеля, церковь святителя Иннокентия Иркутского и храмы: Успенский, святых Константина и Елены, евангелиста Марка, Георгия Победоносца. Кроме того, при монастыре был разбит фруктовый сад, построена Гефсиманская часовня и устроен источник в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник».

Новая беда обрушилась на Крымскую Лавру в 1921 году после захвата советскими властями Крыма. Большевики не пощадили никого: расстреляли всех монахов святой обители и, разграбив церковное имущество, закрыли монастырь.

Последующие 72 года прошли в забвении. Все это время монастырь использовался не по назначению: сначала в нем организовали трудовую колонию имени Артема, затем в годы Великой Отечественной войны – военный госпиталь. Только теперь за раненых некому было молиться: во время Крымской войны монахи уже устраивали на территории монастыря госпиталь и многие больные выздоравливали только благодаря их молитвам. Теперь же оставалось уповать только на усилия врачей. Умерших воинов монахи хоронили на противоположном склоне горы, там же в Великую Отечественную были обустроены новые могилы для погибших советских солдат.

В послевоенные годы обитель стала психоневрологическим диспансером. И только в 1993 году монастырю был возвращен прежний статус и начались реставрационные восстановительные работы разрушенных святынь. Наместником монастыря стал архимандрит Силуан, который возглавляет мужской монастырь по сегодняшний день.

28 августа 1998 года стал памятным днем для Крымской Лавры. В обитель вернулась копия чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Панагия», утерянная при советской власти.

В 2015 году Свято-Успенский монастырь был официально признан объектом культурного наследия федерального значения.

Свято-Успенский монастырь

Высокие гости Крымской Лавры

Императрица Екатерина II, император Александр I, император Александр II, царственные страстотерпцы император Николай II и его супруга Александра Федоровна – все эти члены венценосной фамилии Романовых посетили в свое время Успенский монастырь и поклонились святым чудотворным иконам.

Наиболее яркими верующими представителями рода Романовых были Александр I и Николай II. Существует мнение, что Александр сфальсифицировал свою смерть, чтобы освободить себя от бремени власти и уйти служить Богу, и это мнение подтверждается свидетельствами людей, знавших некоего старца Федора Кузьмича, который не только был высокообразованным человеком, но и походил на императора внешностью, ростом и манерами. Но это всего лишь неподтвержденная версия, хотя Александр и в самом деле ценил православную религию превыше всего.

Последний русский император тоже был человеком истинной веры. Православная вера помогла ему стойко пережить страшные моменты потрясений и продолжить любить предавший его народ. При Николае II построено рекордное количество храмов и монастырей, численность которых превышала тысячи, канонизированы святой Серафим Саровский, святая Анна Кашинская, священномученик Ермоген и многие другие православные святые. Николай мечтал стать патриархом, но его надеждам не суждено было сбыться. Он был императором, помазанником Божьим, и должен был нести свой мученический православный крест до конца. В Успенском монастыре Николай бывал неоднократно, в последний раз он посетил Лавру в свой последний приезд в Крым в 1913 году.

Кроме императоров Успенский монастырь посещали многие великие князья династии Романовых.

Свято-Успенский монастырь

Как добраться до монастыря и что посмотреть

От железнодорожной станции Бахчисарая в сторону монастыря следует автобус № 2. Сойти необходимо на остановке «Староселье», дальше путь будет пролегать по живописному ущелью Марьям-Дере. Каменистая дорога будет подниматься вверх. Слева от себя туристы увидят обрыв ущелья, справа – огромные отвесные скалы с причудливыми очертаниями и вырубленными в них пещерами. Пройдя полкилометра, люди увидят белоснежный Успенский храм, прорубленный высоко в скале, и величественную каменную лестницу, ведущую к нему.

У входа в храм туристов встретит мозаичная икона святителя Игнатия. Стена вдоль лестницы, которая следует за иконой, украшена рельефными изображениями храмов и монастырей, привезенными братией со всех концов света. Внутри каждого изображения имеется маленький ковчежец, в котором хранится святая земля из святых мест. Далее следует одноярусная монастырская колокольня из известняка, покрытая позолоченной крышей. После арочных ворот с изображенными на них архангелами начинается внутренний дворик.

Из внутреннего дворика хорошо просматривается место, в котором произошло божественное явление иконы «Панагии». Высоко в скале возвышается резной балкон и величественные наскальные фрески Божественного Младенца, Богородицы и 7 херсонесских мучеников, которые окружили икону Богоматери с двух сторон и замерли в праведной молитве.

Каменная лестница ведет дальше. Позади остается исповедальня, в которой отпускаются грехи. У входа в пещерную церковь Успения Божией Матери путников встречает ангел света и любви, занимающий самую высшую должность при Боге – шестикрылый серафим. Монахи рассказывают, что он появился по промыслу Божьему. Мастер собирался сделать у входа в храм резную колонну, но случайно отбил не те камни и обнаружил на скале изображение посланника небес. С тех пор шестикрылый серафим приветствует всех входящих в храм.

Все праздничные и воскресные службы проходят в храме Успения Богородицы, а будничные богослужения проводятся в храме евангелиста Марка, который находится немного ниже храма Успения. Храм вырублен в скале, в нем нет окон, но благодаря деревянной отделке он выглядит теплым и гостеприимным.

Хозяйственные монастырские постройки расположены с другой стороны ущелья. Они представляют собой один большой сарай, в котором монахи разводят гусей, куриц, индюков и хранят овощи и зерно. Самое интересное то, что крыша и пол сарая – это выступающие глыбы скал, к которым монахи просто пристроили стену.

«Живоносный источник» в честь иконы Божьей Матери и часовня находятся на главной площади монастыря.

Свято-Успенский монастырь

Полезная информация для паломников

Паломничества и экскурсии в монастыре организуются только с личного благословения архимандрита Силуана или замещающих его лиц. Паломники, оставшиеся на ночлег, обычно размещаются в пещерном храме евангелиста Марка, так как монастырская гостиница чаще всего занята трудниками. Если гостиница свободна, то максимальный срок пребывания в ней составляет 3 дня. Желающие остаться в ней на большее время должны получить личное благословение архимандрита. При этом паломники должны соблюдать распорядок дня и придерживаться правил, которые существуют в монастыре. Одежда, как и полагается во всех монастырях и храмах, должна быть строгой и закрытой, женщины должны надевать длинные юбки и головные уборы.

Ночлег и питание в Лавре бесплатны. Но паломники могут помочь обители, если внесут любые посильные пожертвования на восстановление храма святого Георгия Победоносца и колокольни.

Трудникам, желающим приехать в Свято-Успенский монастырь для того, чтобы потрудиться во славу Божью, нужно получить благословение отца Силуана, взять с собой паспорт, рабочую одежду и обувь. Ничего другого им в обители не понадобится.

Экскурсии в монастыре проводятся строго в определенное время, так как мужской монастырь является закрытым и живет по своему распорядку. Поэтому перед прибытием желательно согласовать время экскурсии в миссионерском отделе монастыря. Фото и видеосъемка обители разрешается только по личному благословению настоятеля.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *